Расторгуев сергей павлович биография. Расторгуев С.П

Скоропостижно, абсолютно неожиданно для окружающих, ушел из жизни выдающийся российский ученый, один из основоположников российской научной школы информационного противоборства, автор многих трудов по теории и практики информационных войн, доктор технических наук, профессор Расторгуев Сергей Павлович.

Его первые книги, вышедшие в начале 90-х годов XX века, стали классикой теории и практики защиты информации и информационной безопасности.

По книгам Расторгуева можно проследить и эволюцию его собственных взглядов на информационное пространство и его будущее: от классики компьютерного взлома, до философских трудов, пронизанных глубиной восприятия тонких особенностей формирующейся информационной среды - будущего человечества.

Книга «Искусство защиты и раздевания программ» (в соавторстве с Дмитриевским Н.Н.), вышла в далеком 1991 году и стала одной из первых, доступных широкому читателю, книг о «теории и практике» взлома программ. Уже не одно поколение «хакеров» начало свой путь с книг С.П.Расторгуева. Тогда это действительно было ново и необычно, а сегодня, спустя десятилетия, о хакерах и компьютерных взломах не говорит только ленивый.

А вот книга «Инфицирование как способ защиты жизни. Вирусы: биологические, социальные, психические, компьютерные. СР-сети» стала уже одним из многих трудов Сергея Павловича, в которых он продвигал идею схожести биологической и «компьютерной» жизни: сходности процессов зарождения, эволюции и гибели в сложных системах.

И, конечно же, говоря о трудах Сергея Павловича Расторгуева, нельзя не упомянуть о цикле работ, непосредственно связанных с построением теории информационных войн. Это книги «Информационная война», «Философия информационной войны» и др. Теперь это уже классика нового направления в современной науке - информационного противоборства.

В этих исследованиях Расторгуевым выведен и основной принцип информационной войны: "Доказанная взаимосвязь несуществующих событий становится законом, определяющим поведение существующих субъектов". Именно этот принцип сегодня широко используется во многих информационных войнах, захлестнувших мир последнего десятилетия.

Занимался Сергей Павлович и такими передовыми направлениями работ, как аватаризация (попытка перенести основы биологической жизни и сознания в компьютерную систему), пытался осмыслить с точки зрения математики понятие судьбы и многими другими вопросами.

Такие его книги, как «Жизнь и Смерть в контексте информации и знания», «О вложенности пространств (теория эгрегоров)», «Воспоминание о душе», еще предстоит осознать и осмыслить большинству специалистов, которые сегодня пытаются идти тем же путем, которым уже прошел Сергей Павлович Расторгуев.

Светлая память русскому человеку, ученому, офицеру, Сергею Павловичу Расторгуеву - основоположнику и идеологу российской теории информационной войны.

Сергей Гриняев

Расторгуев С.П.

ИНФОРМАЦИОННОЙ

Изложены основные аспекты проблемы "информационной войны": показаны ее история, современное состояние, перспективы; введены основные определения;

сформулированы ключевые задачи, решение которых неизбежно для разработки конкретной тактики и стратегии информационного воздействия. В книге представлен ряд важных оригинальных результатов по теории информационного оружия.

Отдельной частью в книге представлен математический аппарат, предназначенный для исследования возможностей информационных самообучающихся систем в условиях целенаправленного информационного воздействия.

Книга написана доступным языком и проиллюстрирована целым рядом художественных примеров из жизни людей, стран и цивилизаций.

Для научных работников и специалистов в области теории управления и образования, может быть полезна широкому кругу читателей, интересующихся проблемой обеспечения информационной безопасности.

Научное издание

Расторгуев Сергей Павлович

ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА

Предисловие рецензента

Введение в проблему

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Самозарождающиеся и разрушающиеся структуры

Введение

2.2. Жизнь как неизбежность

3.1. Жизненная сила элемента

3.2. Человечество как СР-сеть

3.5. Обучение без учителя

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Информационное оружие и проблема алгоритмической неразрешимости перспективности

для информационных самообучающихся систем

Глава 6. «Информационная война» в материалах прессы

Глава 7. Информационная война как целенаправленное информационноевоздействие

информационных систем

Глава 8. Проблема выигрыша информационной войны в человеческом обществе

Глава 9. Обучение как процесс информационного воздействия (толкование теорем

о возможностях Р,СР-сетей)

Глава 10. Приемы информационного воздействия

Глава 11. Проблема начала информационной войны

Глава 12. Типовая стратегия информационной войны

Глава 13. Последствия информационной войны

Глава 14. Источники цели или кто дергает за веревочку

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Самоуничтожение как неотъемлемое свойство самообучаемойсистемы

Введение.

Глава 15. Проблема бессмертья информационных систем

Глава 16. Распространение информационных волн в социальном пространстве

Глава 17. Психические программы самоуничтожения

Глава 18. Самоуничтожение в мире программного обеспечения

Глава 19. Самоуничтожение цивилизаций

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. Проблема невидимости

Введение

Глава 20. Информационные угрозы

20.1. Явные угрозы

20.2. Защита от явных угроз

Глава 21. Понятие скрытой угрозы

Глава 22. Уровень суггестивных шумов

Глава 23. Генерация скрытых программ

Глава 24. Моделирование процесса целеобразования

24.1. Пространство целей как множество знаний суггестивной угрозы

24.2. Проблема невидимости

ЧАСТЬ ПЯТАЯ. Суггестия и безопасность

Введение

Глава 25. Признаки информационного поражения

Глава 26. Защита от скрытых угроз

26.1. Понятие информационной мишени (проблема попадания в цель)

26.2. Логика вопросов и защита от них (проблема соответствия воздействия состоянию системы)

26.3. Выявление скрытых образований (проблема исследования алгоритма)

26.5. Защита информации в защищенной системе (принципы целостности и изменчивости в решении задачи

обеспечения безопасности)

Глава 27. Суггестия и безопасность

27.1. Управление суггестивным шумом

27.2. «Структура магии» и проблема останова

27.3. Убийство целей как задача системы безопасности

Глава 28. Хроника одной информационной войны

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. Проектирование знания

Введение

Глава 29. Прогнозирование поведения информационных систем

Глава 30. Текущее знание как структура процесса

Глава 31. Мир подобных структур

Глава 32. Преобразование структур

Глава 33. Хаос в принятии решения

Глава 34. Устойчивость знания

Глава 35. Проблема проектирования устойчивых информационных систем

35.1. Эволюция знания

35.2. Возможности системы через возможности по преобразованию ее структуры

35.3. Постановка задачи на проектирование структуры информационнойсистемы

Глава 36. О том, что осталось за кадром или по чуть-чуть обо всем

Заключение

Глоссарий

Список литературы

Приложение. Очень краткая лекция по теории информационной войны

Предисловие рецензента

Представляемая на суд Читателей книга С.П.Расторгуева «Информационная война» вызывает широкую гамму чувств. Очень много в последние годы пишут об информационных войнах, угрозах и т.п., даже слишком много. Однако, авторы в большинстве своем выхватывают из этой очень сложной проблемы (как и любой вид войны, кстати) отдельные кусочки и тщательно их пережевывают, иногда с завидным аппетитом.

Расторгуев С.П. впервые же предложил человеческому сообществу рассмотреть суть информационной войны с различных сторон, определив цели, задачи, алгоритмы, стратегию и тактику информационной войны, положив в основу достаточно строгие математические обоснования и развитую им теорию самозарождающихся и разрушающихся структур (СР-сетей).

Человечество с незапамятных времен сталкивалось с проблемой информационных войн на всех уровнях, и лук, стрелы, мечи, пушки и танки, в конце концов, только завершали физический разгром сообщества, уже потерпевшего поражение в информационной войне.

Данная книга рассчитана на очень широкий круг читателей, на всех, кто вынужден, живя в этом мире, полном противоречий и взаимоисключающих интересов, вести информационные войны разных уровней. Здесь и государственные деятели, которым необходимо квалифицированно защищать интересы государства от сторонних угроз; политики, которым необходимо выплыть из моря информационных угроз со стороны других партий и движений; руководители банков, финансово-промышленных групп, фирм, желающие победить в конкурентной борьбе, которая является по своей сути вариантом информационной войны; и просто индивидуумы, обреченные на ежедневные информационные стычки со средствами массовой информации, с семьей, коллегами по работе и т.п. Чтобы выиграть, нужно знать и уметь. Этому знанию и умению посвящена данная книга. Любой читатель может найти в ней разделы, наиболее подходящие его складу ума; без значительного ущерба для общего понимания проблемы и выводов при чтении можно пропустить математические выкладки, просто поверив, что так оно и есть. Для математиков же эти разделы имеют самостоятельную ценность, т.к. развитая автором теория самозарождающихся и разрушающихся структур представляет из себя стройную и оригинальную систему научных положений, теорем и их доказательств.

Многие, конечно, могут упрекнуть автора в «утяжелении» книги философскими и лирическими отступлениями и рассуждениями на религиозные темы, хотя последние вызваны тем глубоким уважением, которое испытывает автор как специалист перед основателями мировых религий, сумевших создать необыкновенно устойчивые информационные системы, функционирующие на фоне возникающих и исчезающих государств и других человеческих сообществ.

В целом книга С.П. Расторгуева «Информационная война» является в настоящее время наиболее полным и квалифицированным исследованием по этой проблеме. Прочесть ее рекомендуется каждому, а для государственных деятелей, политиков, деловых людей и журналистов, профессионально участвующих в информационных сражениях, она должна стать настольным справочником и пособием, если эти сражения они, конечно, собираются выигрывать.

Доктор технических наук, профессор

А.В Фесенко

Автор считает своим долгом поблагодарить специалистов и организации, оказавших помощь рождению данной книги: Аппарат Совета Безопасности РФ, Центр общественных связей ФСБ России, Комитет по безопасности Государственной Думы Российской Федерации, издательство «Радио и Связь». Особая благодарность - руководству Секции «Военно-технические проблемы» Российской инженерной академии.

Понятно, что чем лучше развиты информационные технологии, позволяющие переучивать (перепрограммировать), тем дешевле и эффективнее их применение.

Для того чтобы обучение было эффективным, надо знать соответствующие приемы и понимать, чему можно научить информационную самообучающуюся систему, а чему нет. Чтобы решать эти задачи, нужна модель, демонстрирующая основные принципы самообучения. Теория нейросетей? Да, но не только. Когда речь идет о том, чтобы обучить быстро, то для настройки последовательно шаг за шагом весовых коэффициентов классических нейросетей не всегда хватает отпущенного жизнью времени. Порой проще убивать элементы (формальные нейроны) или рождать их заново, чем корректировать- этот принцип стал базой построения теории самозарождающихся и разрушающихся структур (СР-сетей) как самообучающихся систем. Этой проблеме посвящена первая часть работы.

В рамках модели СР-сетей уже можно формулировать и доказывать теоремы по поводу возможностей информационных систем в информационной войне. О том, как это можно делать, повествуется во второй части книги, где в качестве примеров информационных самообучающихся систем фигурируют люди и государства.

Кто-то, может быть, возмутится, что человек, государство, человечество в данной работе обзываются простонапросто информационными самообучающимися системами. Введенное обозначение направлено не на унижение человека, который может иногда писаться с большой буквы. Понимать сказанное желательно так: все. на что способен человек, выходя за рамки информационной самообучающейся системы, не стало предметом исследования в данной работе.

А много ли этого всего?

Свою смерть информационная самообучающаяся система носит в себе и никогда с ней не расстается, потому что Самообучение и Смерть не могут быть друг без друга. Почему это утверждение верно, автор попытался объяснить в третьей части работы.

Целенаправленное информационное воздействие активизирует существующие «генетические» знания, предназначенные для самоуничтожения системы. Поэтому там, где бессильна логика, на помощь приходит ее отрицание. То, что не удается понять, то измеряется верой или привычкой, а исправляется заклинанием или молитвой.

Проблема информационной войны - это проблема невидимости логики во всем происходящем, это проблема спасения Бога и самого себя. Попытки разрешить эту проблему порождают два принципиальных вопроса, ответы на которые образуют множество стратегий и тактик информационной войны.

Вопрос 1. Можно ли для каждой информационной самообучающейся системы предложить такую стратегию обучения («жизни»), которая переведет абсолютно невидимый для нее факт в разряд тривиальных?

Вопрос 2. Можно ли по каждому тривиальному факту, находящемуся в информационной самообучающейся системе, предложить системе такую стратегию обучения, которая сделает этот факт для нее абсолютно невидимым?

О проблеме невидимости, о логике и заклинаниях идет речь в четвертой части книги.

В пятой части работы сделана попытка сформулировать основные признаки информационного поражения системы и обосновать правила поведения систем в условиях информационной войны: что, когда и как срочно надо делать.

Любая информационная самообучающаяся система представляет собой структуру: статическую, динамическую, самомодифицируемую; в структуре отражено ее знание. Проблема защиты в информационной войне- это проблема защиты знания. Одно знание вспыхивает подобно озаряющей тьму догадкой и пропадает, теряя свою истинность. Другое знание всегда найдет способ встроиться в более емкие структуры, сохранившись тем самым хотя бы в виде жалкого частного случая.

Можно ли связать устойчивость знания системы с ее структурной устойчивостью? Каким образом это можно сделать? Об этом речь в шестой части работы.

Эволюция жизни- это эволюция системы защиты. И не более того! Система защиты мечтает стать абсолютной. Жизнь мечтает победить смерть. А люди, как и все живые существа, это просто солдаты Жизни, вновь и вновь идущие в атаку на «черную дыру» бесконечности бытия. Говоря словами В.С. Высоцкого:

«И не остановиться, И не сменить ноги. Сияют наши лица, Сверкают сапоги!»

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

САМОЗАРОЖДАЮЩИЕСЯ И РАЗРУШАЮЩИЕСЯ СТРУКТУРЫ

Миры тоже рождаются и умирают, и невозможно, чтобы они были вечны, коль скоро они изменяются и состоят из подверженных изменению частей.

Дж. Бруно

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Самозарождающиеся и разрушающиеся структуры

Введение

Глава 1. Саморазрушающиеся информационные структуры

1.1. Исчисление высказываний и гибель формул

1.2. Обучение через уничтожение (саморазрушающиеся нейросети)

1.3. Жизнь как плата за обучение

Глава 2. Самовозрождающиеся информационные структуры

2.1. Обучение через рождение (самозарождающиеся нейросети)

2.2. Жизнь как неизбежность

Глава 3. Алгоритмы самозарождения знания (опыт построения практической системы)

3.1. Жизненная сила элемента

3.2. Человечество как СР-сеть

3.3. Проблема останова для человека

3.4. Пример познания через рождение и гибель

3.5. Обучение без учителя

Глава 4. ЭВМ, СР-сети и эмоции как критерии истинности (возникновениенового знания)

Глава 5. Возможности самозарождающихся и разрушающихся структур

Введение

Право на смерть является неотъемлемым правом всякого свободного гражданина,

независимо от расы, пола и личных культовых отправлений, и обеспечивается самим существованием государств* и его институтов власти.

"Наша Земля - это не сухое, здоровое и удобное плоскогорье, а огромная самка с бархатным телом, которая дышит, дрожит и страдает под бушующим океаном. Голая и похотливая, она кружится среди облаков в фиолетовом мерцании звезд. И вся она- от своих огромных грудей до мощных ляжек - горит вечным огнем. Она несется сквозь годы и столетия, и конвульсии сотрясают ее тело, пароксизм неистовства сметает паутину с небес, а ее возвращение на основную орбиту сопровождается вулканическими толчками. Иногда она затихает и похожа тогда на оленя, попавшего в западню и лежащего там с бьющимся сердцем и округлившимися от ужаса глазами, на оленя, боящегося услышать рог охотника и лай собак. Любовь, ненависть, отчаяние, жалость, негодование, отвращение - что все это значит по сравнению с совокуплением планет? Что значат войны, болезни, ужасы, жестокости, когда ночь приносит с собой экстаз бесчисленных пылающих солнц? И что же тогда наши сновидения, как не воспоминания о кружащейся туманности или россыпи звезд?" (Г.Миллер). И только здесь... " В бесконечной темноте человеческих судеб рождаются зародыши бесконечных радостей и бесконечных горестей. И если суждено увидеть восходящее светило- тогда радуйся. И если вышло так, что оно ослепило тебя- все равно радуйся, ибо ты жил!" (Т.Драйзер). Однако... " Идя потом домой, он соображал, что от смерти будет одна только польза: не надо ни есть, ни пить, ни платить податей, ни обижать людей, а так как человек лежит в могилке не один год, а сотни, тысячи лет, то, если посчитать, польза окажется громадная. От жизни человеку - убыток, а от смерти - польза. Это соображение, конечно, справедливо, но все-таки обидно и горько: зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы? (А П.Чехов).

Хотя... " Может быть, для нас в мире не осталось больше надежды и мы обречены - обречены все без исключения. Если так, то соединим же наши усилия в последний вопль агонии, вопль, наводящий ужас, вопль- оглушительный визг протеста, исступленный крик последней атаки. К черту жалобы! К черту скорбные и погребальные песнопения! Долой жизнеописания и историю, музеи и библиотеки! Пусть мертвые пожирают мертвых. И пусть живые несутся в танце по краю кратера - это их последняя, предсмертная пляска. Но - пляска!" (Г.Миллер). И здесь "...не жалко было умирать, но как только дома он увидел скрипку, у него сжалось сердце и стало жалко. Скрипку нельзя взять с собой в могилу, и теперь она останется сиротой и с нею случится то же, что с березняком и сосновым бором. Все на этом свете пропадало и будет пропадать! Яков вышел из избы и сел у порога, прижимая к груди скрипку. Думая о пропащей, убыточной жизни, он заиграл, сам не зная что, но вышло жалобно и трогательно, и слезы потекли у него по щекам. И чем крепче он думал, тем печальнее пела скрипка." (А.П.Чехов).

Три информационных ручейка, пробравшихся на поверхность в разное время, синтезированы в вышеприведенных абзацах. Для того чтобы подобный синтез стал реальным, Г.Миллер, Т.Драйзер и А.ПЧехов должны были не только родиться и написать представленные здесь куски текста, но и встретиться все вместе в виртуальном относительно их сегодняшних мире, где оставшиеся от них тексты без спроса будут притирать друг к другу ни к чему не обязывающими словечками типа "только здесь", "однако", "хотя".

А притирать будут не затем, чтобы показать, что нет большой разницы между трудами Достоевского, Миллера, Чехова, Гоголя, хотя все они писали об одном и том же на разных естественных языках и разными словами.

Осыпанные временем словно осенние листья смыслы образуют новые смыслы, а значит, и новые состояния ума

и души. С таким же успехом можно "потрясти" и любую другую литературу, насобирать иные куски текстов или цитат и, увязав их между собой, слепить новую мозаичную картинку.

А не так ли формируются структуры, ответственные за знания о мире в живых самообучающихся системах? Возможно, где-то там, на другом уровне абстракции, все произведения транслируются (проецируются) в одно.

И не нужна будет примененная здесь операция синтеза, потому что на том другом уровне любое одно станет всем просто в силу изменения размерности пространства.

Сейчас же это любое одно обладает своим индивидуальным вкусом и запахом. Строки Миллера и Чехова пахнут по разному и оставляют на языке глаз разные вкусовые ощущения, способные продолжать и дополнять друг друга. Поэтому синтез имеет смысл.

Как любое художественное произведение представляет собой для читателя симфонию из сменяющих друг друга эмоциональных состояний, вызванных автором, точно так же и человек, формируемый книгами и ближайшим окружением, являет собой произведение нелинейного монтажа смыслов, судеб и вкусов своих родителей и учителей.

Сергей Павлович Расторгуев — доктор технических наук, профессор, действительный член Академии криптографии РФ, РАЕН, Академии военных наук и др.

Автор книг: «Искусство защиты и раздевания программ» (в соавт. с Н.Н. Дмитриевским), «Цель как криптограмма: криптоанализ синтетической цели» (в соавт. с В.Н. Чибисовым), «Информационная война», «Философия информационной войны», «Управление Вселенной», «Воспоминания о душе», «Аватаризация» (в соавт. с М.В. Аитвиненко) и др.

Отзывы об авторе "Расторгуев C.П."

Данное исследование выполнено с целью поиска ответов на вопросы, относящиеся к проблемам жизни и вечности.

И у жизни, и у вечности есть такие проблемы, которые, подобно вирусу, передаются тем, кто контактирует с ними. Многие из них, в первую очередь те, которые не могут быть формализованы и, будучи скрытыми в бездне подсознательного, периодически стучатся в наш мир и даже порой материализуются в виде призрачных остатков разорванных пробуждением сновидений. Они зовут к себе. И человечество, не осознавая это, идет к ним навстречу, словно загипнотизированное.

У каждой войны, будь-то война с применением обычного огнестрельного или ядерного оружия, есть своя философия и не одна. Так уж устроен человек, что смена оружия неизбежно приводит к изменению сознания не только того, кто приносится в жертву Победе, но и того, кто принимает решение о принесении жертв. Война, в которой витязь выходит на бой с врагом грудь в грудь или солдат, выбравшийся из окопа, идет в штыковую на такого же солдата, не сравнима с той войной, в которой методично и практически без потерь можно стирать с лица земли целые государства, уничтожая без разбора и воинов, и детей, и женщин, как это сделали США в Югославии. Но еще более отвратительно выглядит война в которой не убивают, а перепрограммируют, поставив процесс перепрограммирования народов на конвейер. Современные информационные технологии изменяют не только привычный стиль жизни, они изменяют понятие о добре и зле, о справедливости и жертве и, в конце-то концов, они изменяют самого человека, ибо «применяют» того же человека исключительно как информационную самообучающуюся систему.

Ч А С Т Ь П Е Р В А Я

Самозарождающиеся и разрушающиеся структур

Миры тоже рождаются и умирают, и невозможно, чтобы они были вечны, коль скоро они изменяются и состоят из подверженных изменению частей. Дж. Бруно

Глава 2. Самовозрождающиеся информационные структур

Глава 3. Алгоритмы самозарождения знания (опыт построения практической системы

Я - лишь рисунок, сделанный пером На лоскуте пергамента; я брошен В огонь и корчусь! В. Шекспир

ЧАСТЬ ВТОРАЯ Информационное оружие и проблема алгоритмической неразрешимости перспективности для информационных самообучающихся систе

Две силы есть- две роковые силы, Всю жизнь свою у них мы под рукой, От колыбельных дней и до могилы, - Одна есть Смерть, другая - Суд людской. Ф.И.Тютчев

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Самоуничтожение как неотъемлемое свойство самообучаемой систем

Не умрешь - рая не увидишь. Китайская пословица

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ Проблема невидимост

Самое важное - это то, что невидимо А.Сент-Экзюпери

ЧАСТЬ ПЯТАЯ Суггестия и безопасност

Смешно, когда кузнечик бросается на телегу: все уверены, что упадет кузнечик, никто не думает, что перевернется телега. Китайская пословица

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ ХЛЕБА И ЗРЕЛИ

За сто лет стирается надпись на могильном камне, но сказанные слова тысячу лет остаются теми же. Китайская пословица

Книги и учебники по дисциплине Политическая философия:

  1. Доктор философских наук, профессор Ю.Я.Киршин. ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ КОСМОПОЛИТИЗМА - 2016 год
  2. Доктор философских наук, профессор Ю.Я.Киршин. КОНЦЕПЦИЯ КОСМОПОЛИТИЗМА - 2016 год
  3. Доктор философских наук, профессор Киршин Ю.Я.. Дорожная карта космополитизма: Ликвидация войн как образа жизни человечества и формирование нового мирного образа жизни - 2016 год
  4. Доктор философских наук, профессор Ю.Я.Киршин. Всемирный манифест космополитизма: взгляд из России - 2016 год
  5. Киршин Ю.Я.. Космополитизм: борьба с несовершенностями человечества. - Клинцы: Издательство ГУП «Клинцовская городская типография», 2016 г. - 128 стр. - 2016 год

Сергей Павлович Расторгуев (18 апреля 1958, посёлок Краскино, Хасанский район, Приморский край, СССР — 12 июля 2017, Реутов, Московская область, РФ) — русский учёный, философ, писатель, публицист, один из основоположников отечественной научной школы информационного противоборства, доктор технических наук, профессор.

Родился в в рабочем посёлке Краскино на Дальнем Востоке. В 1964 году семья переехала с Дальнего Востока в Горький, а затем, в 1967 году — в Ржев.

В 1975 году окончил среднюю школу в Люберцах и поступил в Московский институт электронного машиностроения (МИЭМ). Окончил его в 1981 году, получив квалификацию инженер-системотехник по специальности автоматизированные системы управления.

После окончания института был направлен для работы в войсковую часть. Службу окончил в 2013 году в звании полковника.

Сфера фундаментальных и прикладных научных интересов лежит в различных областях информатики, программирования, криптографии, антивирусной защиты, информационных войн, аватаризации и витализации, философии и социологии, теории обучения и педагогики.

Профессор по кафедре защиты информации в системах связи. Автор учебников и учебных пособий для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Компьютерная безопасность», «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем», «Информационная безопасность телекоммуникационных систем».

Член редколлегий нескольких журналов, включая «Информационные войны» и «Вестник РГГУ».

Книги (11)

Жизнь и Смерть в контексте информации и знания

На своё место в мире мы всегда смотрели, исходя из понимания жизни, во многом задаваемого освоенной средой. Планета Земля, которая когда-то для нас покоилась на трех китах, сегодня несется по Вселенной, вращаясь вокруг Солнца и вместе с Солнцем. Точно так же меняется наше понимание того, что для нас, понимающих, стоит за терминами «ЖИЗНЬ» и «СМЕРТЬ». Человечество постоянно пишет Книгу своего Знания и делает это строго логично в границах нашей человеческой логики, опираясь на уже освоенное, одновременно изменяя себя самого. На сегодняшний день получается следующее:

Жизнь — это активное, идущее с затратой энергии, изменение и воспроизведение знания, адекватного миру.

Смерть — это активное, идущее с выделением энергии, изменение знания, не обеспеченного энергией или не адекватного миру в данный момент.

Знание — совокупность сведений, выраженная в структуре конкретной системы и функциональных возможностях ее элементов.

Показано, что знание, которое вызывает противоречия на одном, более низком, уровне интеграции элементов, на другом — становится дополняющим до целого. Этим объясняется неизбежное и постоянное появление новых уровней жизни и не только в рамках биологической ее формы.

Таким образом, Жизнь и Смерть — это своего рода взаимосвязанные технологии по производству Знания.

Информационная война

Изложены основные аспекты проблемы «информационной войны»: показаны ее история, современное состояние, перспективы; введены основные определения; сформулированы ключевые задачи, решение которых неизбежно для разработки конкретной тактики и стратегии информационного воздействия. В книге представлен ряд важных оригинальных результатов по теории информационного оружия.

Отдельной частью в книге представлен математический аппарат, предназначенный для исследования возможностей информационных самообучающихся систем в условиях целенаправленного информационного воздействия.

Книга написана доступным языком и проиллюстрирована целым рядом художественных примеров из жизни людей, стран и цивилизаций.

Для научных работников и специалистов в области теории управления и образования, может быть полезна широкому кругу читателей, интересующихся проблемой обеспечения информационной безопасности.

Информационные операции в сети Интернет

В работе предложен и обоснован подход к построению систем выявления информационных угроз.

Даны базовые определения и проведено исследование специальных действий, присущих информационным операциям в сети Интернет. Показано, что производство практически всех компонент информационной операции уже поставлено на промышленную основу: от вирусов, нацеленных на автоматизированные объекты военного и промышленного назначения, до генераторов сообщений в виде текстов, голосовых сообщений по заданной голосовой характеристике или видеосюжетов по заданной исходной «картинке».

В работе описан механизм, позволяющий частично автоматизировать планирование информационной операции за счет использования типовых схем их проведения, показано, каким образом возможна организация игрового тренинга по моделированию проведения информационных операций.

О вложенности пространств (теория эгрегоров)

Книга об эгрегорах, которые пока ещё обязаны нам своим существованием, благодаря нашей деятельности.

Книга о том, что наблюдатель действительно изменяет мир. И здесь очень важно, как он наблюдает! С восторгом или грустью. Куда мы погоним этот мир, определяется не фактом наблюдения, а отношением к тому, что видишь! Книга о вложенных пространствах.

Книга о том, что вместе с изменением в нашем восприятии меры нашего же пространства, меняется и место нашего пространства в совокупности вложенных пространств, ибо мы превращаемся вместе со своим пространством в отдельный атом другого пространства, которое уверенно вписывает нас в виде элемента в свою новую большую картину жизни, окутывая собой, словно коконом.

Философия информационной войны

У каждой войны, будь-то война с применением обычного огнестрельного или ядерного оружия, есть своя философия и не одна.

Так уж устроен человек, что смена оружия неизбежно приводит к изменению сознания не только того, кто приносится в жертву Победе, но и того, кто принимает решение о принесении жертв. Война, в которой витязь выходит на бой с врагом грудь в грудь или солдат, выбравшийся из окопа, идет в штыковую на такого же солдата, не сравнима с той войной, в которой методично и практически без потерь можно стирать с лица земли целые государства, уничтожая без разбора и воинов, и детей, и женщин, как это сделали США в Югославии.

Но еще более отвратительно выглядит война в которой не убивают, а перепрограммируют, поставив процесс перепрограммирования народов на конвейер. Современные информационные технологии изменяют не только привычный стиль жизни, они изменяют понятие о добре и зле, о справедливости и жертве и, в конце-то концов, они изменяют самого человека, ибо «применяют» того же человека исключительно как информационную самообучающуюся систему.