Информационный час: особенности подготовки и современные формы проведения. Наиболее эффективные методы организации познавательной деятельности на информационных часах Формы проведения информационных часов

Подробности Создано 15.09.2013

Сегодня, в эпоху обострения международных отношений и национальных конфликтов, экологических катастроф и социально-экономической нестабильности, политическая информированность стала не только залогом социальной адаптации, профессиональной пригодности и гражданской компетентности личности, но и проблемой выживания для каждого. Значимость проведения информационных часов невозможно переоценить. Его задачи — помочь учащимся сориентироваться в потоке событий, выработать свою активную гражданскую позицию, почувствовать собственную социальную значимость, осознанно участвовать в общественно-культурной жизни учебного заведения, города, республики, отстаивать личные интересы с учетом собственной социальной безопасности.

Таким образом, информационный час — форма просветительной работы среди учащихся, направленная на воспитание гражданской культуры молодежи, формирование ее кругозора, социальной зрелости в условиях политического плюрализма.

Информационные часы целесообразно проводить еженедельно по расписанию учебных занятий. По количеству рассматриваемых тем и глубине обсуждения проблемы информационные часы подразделяются на обзорные и тематические.

Обзорный информационный час — это краткое обозрение основных политических, культурных и спортивных событий, произошедших за определенный отрезок времени в стране и за рубежом. Информирование учащихся рекомендуется проводить по следующей схеме:

  1. Государственная внешняя политика (стратегические направления международной деятельности, правительственные визиты и прием делегаций, подписание договоров, участие РБ в решении международных конфликтов);
  2. Государственная внутренняя политика (новейшие указы, распоряжения, пути решения проблем по различным отраслям, тенденции развития нашего общества, республиканские мероприятия и экономические достижения);
  3. Новости из России и стран Содружества (реализация основных направлений государственной политики);
  4. Последние события в мире;
  5. Глобальные экологические проблемы и пути их решения;
  6. Новости науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта.

Организация информационного часа включает этап подготовки и этап проведения.

Этап подготовки предполагает прежде всего выбор ведущего и распределение подтем информационного часа между его участниками. Ответственные за освещение каждого направления и ведущий предварительно назначаются куратором или выбираются самими ребятами. В роли ведущего может выступать как сам куратор, так и один из учащихся, лучше — лидер группы, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме. Куратор (ведущий) по необходимости участвует в подборе актуального материала, разрабатывает вопросы, конкретизирующие тему, определяет персональные и коллективные задания для учащихся с учетом уровня их культуры и индивидуальных особенностей развития ребят, проводит индивидуальные консультации, уточняет цель и план проведения информационного часа.

Очень важно научить учащихся самостоятельно отбирать нужный материал для информационного часа. Для этого необходимо обратить их внимание на основные критерии отбора информации: актуальность, объективность, значимость, достоверность, оперативность, убедительность. Учащиеся должны осмотрительно относиться к материалам сомнительного происхождения, тенденциозности, односторонней ориентации, националистической и шовинистической направленности.

Огромное значение имеет умение учащихся пользоваться основными источниками информации. К ним относятся:

1) периодическая печать. Традиционно газеты и журналы наиболее широко используются при подготовке к информационному часу. Хотелось бы подчеркнуть, что монотонная подача информации, особенно некомментируемое затяжное чтение статей, резко снижает интерес учащихся к поставленной проблеме. Поэтому для придания выступлению по материалам из периодической печати яркости и динамизма рекомендуется предусмотреть использование фотоиллюстраций и рисунков из журналов, газет, альбомов, сатирических стихотворений, памфлетов, различных таблиц, схем, диаграмм, которые по необходимости могут воспроизводиться на доске.

2) словари и справочники. Политический, экономический, юридический, философский словари, справочники «Страны мира», «Зарубежные молодежные организации» и другая подобная литература — неотъемлемый инструментарий в воспитании политической культуры учащихся. Изобилие непонятных терминов, аббревиатур, ссылок на малознакомые имена, организации, события зачастую отпугивает ребят. Целенаправленная работа по повышению политической грамотности должна охватывать всех участников информационного часа. Важно популярным языком объяснить, растолковать сложные понятия и термины, использовать лингво-страноведческие комментарии во время выступлений, цитировать отдельные словарные статьи с целью постоянного пополнения общественно-политического глоссария учащихся. Отдельная информация из словарей и справочников может размещаться и периодический обновляться на специально оформленных стендах (напр., «Время, события, люди», «Планета») под рубрикой «Твой политический словарь».

В выборе учащимися для работы печатных изданий (газет, журналов, справочников, словарей, книг) важную роль играет библиотекарь. Необходимо (если этого не было сделано ранее), чтобы библиотекарь провел для ребят краткий экскурс в мир периодики, энциклопедий и других изданий с целью формирования у подростков четкого представления о направленности, достоверности, стиле и глубине изложения информации в том или ином издании. В дальнейшем рекомендуется, чтобы библиотекарь периодически знакомил учащихся с новостями книжного рынка, а также рекомендовал для изучения на информационном часе достойные внимания ребят материалы и документы.

3) телевизионные передачи. Своевременное предупреждение учащихся о том, когда и на какую тему будут демонстрироваться документальные и хроникальные фильмы, информационно-аналитические передачи, ток-шоу, интервью, дает возможность включать обсуждение определенной телепередачи в ход информационного часа. Важно приучить молодежь систематически просматривать такие программы как «Панорама», «Время», «Вести», «Сегодня», «Взгляд», «Тема», которые позволяют быть в курсе проблем, наиболее остро звучащих сегодня в нашей республике, России, странах ближнего и дальнего зарубежья. При достаточной технической оснащенности кабинета, в котором проводится инфочас, рекомендуется использовать и коллективный просмотр видеосюжетов. Несомненным достоинством такой формы информирования является традиционно высокий интерес учащихся к групповым телепросмотрам, наглядность, оперативность подачи материала.

4) радиопередачи. Радиоинтервью, сводки новостей, радиокомментарии компетентных лиц к событиям могут быть с успехом использованы как в ходе подготовки учащихся, так и для выступлений перед группой. Техническая доступность организации аудиопрослушивания (нужна лишь магнитола и кассета с записью!) позволяет использовать этот источник информации, чтобы избежать однотипной подачи материала. Радиопозывные популярных молодежных радиостанций перед каждым очередным выступлением учащихся активизируют внимание слушателей, придадут инфочасу живость и динамизм.

5) Интернет. Этот источник информации заслуживает сегодня особого внимания. Помимо широчайшего спектра охватываемых проблем, Интернет имеет еще одно бесспорное преимущество — возможность подключения к первоисточникам информации, получения материалов по запросу, оперативного обмена опытом, идеями, технологиями с другими организациями. Поэтому целесообразно, чтобы учащиеся, имеющие доступ в Интернет, активно использовали эту возможность при подготовке к информационному часу.

Этап проведения. Ход информационного часа координирует ведущий или куратор учебной группы. Он сообщает тематику, цель информационного часа, обосновывает актуальность обсуждаемой проблемы, устанавливает очередность выступающих.

При проведении инфочаса важно не столько уделять внимание сведениям о том или ином событии, сколько пробуждать к нему интерес, заставлять задуматься, прочитать о проблеме в газете, журнале, книге, активно реагировать на происходящее. С этой целью после каждого сообщения учащегося ведущий предусматривает для группы возможность:

  1. задать вопросы выступающему;
  2. дополнить сообщения новыми фактами, примерами;
  3. обменяться мнениями;
  4. сформулировать выводы по обсуждаемому вопросу.

После завершения всех выступлений и дискуссий ведущий подводит общий итог информационного часа.

Представляет интерес периодическое проведение обзорного информационного часа со свободным выбором тем (1 раз в 4-6 недель). Тематические направления в таком случае не распределяются, но обязательной является подготовка каждого учащегося по наиболее заинтересовавшему его событию. Цель — выявление проблем, актуальных с точки зрения молодежи; пробуждение творческого поиска при подборе материала, достойного внимания сверстников. Не успевшим выступить (ведь готовились —то все) предлагается разместить свои материалы с указанием фамилии подготовившего на специально оформленном информационном стенде.

Для более глубокого обсуждения какой-либо злободневной проблемы целесообразно проведение тематических информационных часов.

Этап подготовки. Определение темы — один из наиболее важных моментов подготовки тематического информационного часа. Формальный подход к выбору темы, не учитывающий важнейшие требования — актуальность информативного материала, то есть связь его с ведущими проблемами молодежи, государства, мировой общественности, ведет к снижению личной заинтересованности и воспитательного воздействия информационного часа на учащихся. Очень важна в воспитательном отношении такая позиция куратора, при которой педагог не просто предлагает учащимся разработанную им тематику, а обсуждает ее вместе с ними. Итогом коллективного обсуждения становится рассмотренная и одобренная активом учащихся перспективная тематика информационного часа. В результате уже с первого момента подготовки информационного часа учащиеся поставлены в позицию активных его участников.

К тематическому информационному часу заранее разрабатываются вопросы, конкретизирующие тему, подбирается рекомендуемая литература, готовятся наглядные пособия, аудио- и видеосюжеты, по необходимости (и по возможности) ведется работа в Интернет.

Этап проведения. Тематический информационный час может быть организован в форме беседы, в ходе которой учащиеся делают сообщения по отдельным вопросам темы, или в форме дискуссии.

Значительно повышают интерес к освещаемой на тематическом инфочасе проблеме и собственные видеосюжеты ребят: «корреспондент» в присутствии «оператора» с видеокамерой проводит тематический блиц-опрос в многолюдном месте своего учебного заведения (в холле, столовой, на выходе). Вопросы готовятся заранее (например: «Как Вы относитесь к альтернативной службе в армии?» «Что бы Вы предпочли для себя (своего сына)?» и т.п.), а респондентами могут являться как учащиеся, так и администрация учебного заведения, родители, случайные посетители. Сколько эмоций вызывает у ребят последующий видеопросмотр калейдоскопа мнений со знакомыми лицами на экране! А ведь это не просто игра — невольно приходится вникнуть в проблему, согласиться или поспорить с высказанным мнением. Подобное начало инфочаса, привлекая внимание учащихся к обсуждаемой теме, является благодатной почвой для последующего всестороннего исследования поставленной проблемы, побуждает к поиску и аргументированию собственного мнения.

Одна из разновидностей тематического информационного часа — «круглый стол» с присутствием компетентного лица по проблеме и активным вовлечением учащихся в дискуссию. Информация по теме может быть изложена как самим гостем (историком, юристом, экологом, депутатом, членом Правительства или Администрации Президента), так и лидером учебной группы, способным с легкостью пробудить интерес к событию и создать обстановку раскрепощенного обмена мнениями.

Проблема для освещения на тематическом информационном часе может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими учащимися:

  1. правовой «ликбез»;
  2. Чернобыль: вчера, сегодня, завтра;
  3. международный терроризм: где же выход?
  4. альтернативная служба в армии: «за» и «против»;
  5. экология: в поисках пути выживания, и др.

Целесообразно, чтобы круг участников тематического инфочаса не ограничивался рамками одной учебной группы. Встречи с интересными людьми, обсуждение злободневных событий в мире — повод объединить за «круглым столом» несколько групп, преподавателей-предметников, родителей, администрацию учебного заведения. Результатом обсуждения может стать формирование концепции по заданной теме как каждого отдельного участника, так и всего учебного заведения. Принятые за «круглым столом» решения могут направляться (через Интернет или по почте) в соответствующие органы и инстанции в форме рекомендаций, отзывов, предложений, благодарностей, требований, концепций.

Деятельностный подход к изучению государственных и политических событий вырабатывает у учащихся чувство сопричастности к происходящему в мире, повышает гражданскую самооценку каждого, помогает молодым людям лучше понять механизмы социально-экономических процессов и побуждает к активным действиям по преобразованию негативных общественных явлений.

Для выработки своей концепции и программы действий по отдельным социально-экономическим направлениям учащимися могут создаваться выборные инициативные комитеты — инфоцентры : экологический, национально-патриотический, правозащитный, по культурным связям и др. Деятельности таких инфоцентров целесообразно охватывать следующие направления:

  1. приглашение на информационные часы в группах компетентных лиц;
  2. информационно-просветительная работа среди учащихся;
  3. организация общеучилищных мероприятий (правовые консультации, семинары, акции поддержки, протеста, концерты с участием известных деятелей культуры);
  4. создание информационных страничек в Интернет с целью оповещения о своей деятельности, поиска единомышленников, обмена мнениями, идеями, опытом;
  5. соучастие в программных мероприятиях с курирующими и равнопартнерскими организациями (комитетами, течениями, партиями, союзами) своего профиля, делегирование своих представителей на городские, республиканские, международные акции, обучение соответствующим видам деятельности на тренингах, семинарах, слетах общегосударственного и международного общения.

Роль куратора в проведении и подготовке информационного часа зависит от уровня развития самоуправления в группе. Но даже при высокой степени самостоятельности учащихся следует подчеркнуть, что именно под грамотным руководством куратора крепнут разрозненные идеи энтузиастов и принимают форму целенаправленной масштабной деятельности.

Формы проведения:

«Информация +» — одна из наиболее распространенных форм информирования учащихся, пришедшая на смену такой хорошо известной форме как политинформация. Это ознакомление учащихся с событиями в стране и за рубежом по определенной схеме (внешняя и внутренняя политика Республики Беларусь; тенденции развития России и стран Содружества; события в странах дальнего зарубежья; новости науки, культуры, экологии, здравоохранения, спорта). «+» указывает на то, что помимо изложения материала по теме, выступающий предусматривает демонстрацию наглядного материала, комментирует сообщение, обменивается мнениями с группой.

«Информ-дайджест» — еженедельная «пятиминутка» со свободным выбором тем. Каждый из учащихся, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.

«Спрашивали — отвечаем» — форма обзорного инфочаса по заранее отобранным, наиболее актуальным для ребят проблемам. Предварительно собираются сведения у учащихся о том, какие события современной жизни их заинтересовали более всего. Полученные вопросы распределяются между учащимися в классе, затем подбирается материал и готовятся выступления.

«Встречи с молодежными журналами» — ежемесячный обзорный инфочас по материалам молодежных журналов. Форма проведения — поочередное выступление учащихся с обзором и обсуждением наиболее понравившихся материалов общественно-политического характера, помещенных в журналах «Юность», «Ровесник», «Смена» и др.

«Беседа за «круглым столом» — форма изучения актуальной социальной проблемы и свободного обмена мнениями по ней. Беседа может быть начата тематическим выступлением ведущего или гостя инфочаса (историком, юристом, экологом, депутатом, членом Правительства или Администрации Президента), а также просмотром видеофрагмента по проблеме. После этого учащиеся дополняют сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями. В заключение формулируются выводы по теме (например, «Права молодежи в Беларуси», «Чернобыль: вчера, сегодня, завтра», «Профилактика правонарушений среди молодежи» и др.).

«Политическая дискуссия» — тематический инфочас с целью исследования проблемных и спорных политических вопросов («Альтернативная служба в армии», «Международный терроризм: где же выход?», «Нужен ли нам союз с Россией?»). Участники заранее делятся на группы, имеющие разные или противоположные мнения. Для дискуссии характерны тщательная теоретическая подготовка участников и обстоятельный анализ аргументации противоположной концепции. В результате коллективного творческого мышления учащиеся формируют умение анализировать политическую жизнь, видеть противоречия действительности и находить пути их решения.

«Как это было» — форма тематического инфочаса, анализирующая одно из значимых событий по примеру одноименной телепередачи. Большая роль отводится ведущему (куратор или наиболее подготовленный учащийся). Ведущий дает основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог. Выступления должны быть краткими (3-5 мин.) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания слушателей. Рекомендуется использование видематериалов, фотоиллюстраций и т.п.

«Годы и люди» — тематический инфочас, посвященный биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, политики, экономики у нас в стране и за рубежом.

«Пресс-конференция» — форма инфочаса с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции — «журналисты» и «фотокорреспонденты» — интервьюируют докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т.д.

«Фотокамера смотрит в мир» — инфочас в форме поочередной демонстрации всеми учащимися фотографий из газет и журналов с кратким комментарием важнейших событий. После окончания мероприятия фотографии прикрепляются в соответствующий раздел на доску (стенд). Таким образом, смонтированный обзор событий остается на 3-4 дня для всеобщего обозрения.

Успех инфочаса во многом зависит от актуальности, конкретности, достоверности излагаемых фактов, связи материала с проблемами молодежи и учебно-производственной деятельностью учащихся, заинтересованности и эмоциональности ведущего, присутствия компетентных гостей, использования наглядных и технических средств обучения, вовлечения всех ребят в обсуждение вопросов, обмен мнениями.

Выбирая методы проведения информационных часов, учитель должен учитывать возрастные особенности учащихся: психологические особенности, уровень сформированности общеучебных умений и навыков, уро-вень интеллектуального развития.

В работе представлены методы организации познавательной деятельности:

  • анализ конкретных ситуаций;
  • имитационные игры;
  • групповая дискуссия;
  • деловая игра;
  • «круглый стол»;
  • мозговой штурм;
  • пресс-метод;
  • игры, викторины.

Для учеников 5-8-х классов целесообразно выбирать такие формы и методы проведения занятий, которые позволяют максимально использо-вать яркие эмоционально окрашенные факты, элементы игры. Для уча-щихся 9-11-х классов необходимы методы, позволяющие в наиболее пол-ной мере выразить себя как субъекта познавательной деятельности, свое индивидуальное «Я».

Методы работы с общественно-политической газетой как источником информации

Мотивировать ученика к самостоятельному поиску общественно зна-чимой информации — важнейшая цель информационной работы. Приемы работы с газетой как с источником знаний известны давно. Однако работа с газетой на информационном часе имеет свою специфику. Предлагаемые способы организации работы с газетой позволяют сделать эту работу эффективной и увлекательной.

  1. Необходимо использовать газетные материалы, которые соответству-ют возрасту учеников.
  2. При анализе газетных материалов следует обращать внимание на специальную лексику.
  3. В процессе подготовки занятий необходимо использовать возмож-ности инициативной группы учащихся.
  4. Если в школе организованы лекторские группы, то им вполне можно поручить не только подготовку устных сообщений, но и проведение ука-занных в данном разделе занятий.
  5. Уделяйте больше внимания статистическим данным.
  6. Необходимо предложить учащимся самим придумать новый способ работы с газетой.

Копилка идей

Создать игру просто:

Возьмите малоформатную карту (Беларуси, мира, Европы), наклейте ее на лист двухслойного гофрированного картона, — вот готово игровое поле для «Путешествия по...» (городам Беларуси, заповедникам, памят-ным местам; Северной Америке, Африке, Индии, странам Европы и т. д.). Остается только изготовить маленькие флажки, которыми можно отмечать места остановок на карте.

1. Лист ватмана с наклеенными кусочками двухстороннего скотча мо-жет сыграть роль «картинной галереи», доски почета, табло и т. д.

Викторины дают возможность обобщить и систематизировать име-ющиеся знания и могут использоваться как один из элементов на информа-ционном часе наряду с другими формами познавательной деятельности.

В данном разделе приводятся примеры тематических викторин. Они могут быть словесными, с применением иллюстраций и предметной на-глядности, с наводящими вопросами и выбором ответа.

В 5—8-х классах викторина может занимать все время информацион-ного часа.

Викторины ориентированы на:

  • закрепление имеющихся знаний;
  • развитие образного и логического мышления;
  • развитие навыков работы с иллюстрацией и предметной наглядностью.
  1. Викторины желательно проводить накануне праздников, тема кото-рых в них и будет раскрываться.
  2. Хорошо воспринимаются викторины с предметной и иллюстратив-ной наглядностью.
  3. Эффективной формой работы является предварительная подготовка группами учеников викторины по указанной теме.

Информационный час «Газета в моей семье»

Метод позволяет:

Повысить мотивацию к чтению периодических изданий;

Стимулировать интерес к исследовательской работе.

Предварительное задание: ученики проводят исследование «Газета в моей семье».

Вопросы анкеты для родителей.

  1. Какую газету вы предпочитаете? Почему?
  2. С какой страницы вы начинаете ее читать?
  3. Какие темы вас интересуют прежде всего?
  4. Зачем читать газету, если все можно узнать из телевизионных передач?
  5. Изменились ли газеты с той поры, когда вы учились в школе?

Ход проведения

I этап. Вступительное слово учителя. Напомните ученикам, что в клас-се (школе) проводится конкурс на самую популярную семейную газету.

II этап. Устные высказывания учеников: каждый ученик комментиру-ет результаты опроса в своей семье (счетная комиссия фиксирует название и количество газет).

III этап. Присуждение дипломов «Самая популярная газета». «Самый активный социолог». «Самая читающая семья».

IV этап. Заключительный этап. Учитель подводит итоги занятия, гово-рит, что конкурс продолжается: «Мы выяснили предпочтение наших роди-телей. Теперь настала очередь вручить дипломы «самой популярной газе-те класса и самому читающему ученику. Читайте газеты! Выбирайте са-мую интересную на свой взгляд! Через месяц мы снова подведем итоги».

Информационный час «Дизайнерский проект»

Метод позволяет:

  • обеспечить формирование навыков работы со статистическими дан-ными;
  • обеспечить усвоение социально-значимой информации;
  • развивать творческие способности;
  • развивать логическое мышление.

Материальное обеспечение: копии газетных статей, цветные каран-даши, линейка.

Описание. Сделать увлекательной работу со «скучными» цифрами позволяет форма организации работы с газетой (приведенная ниже).

В газете чаше всего статистические данные оформлены в виде таблиц или находятся в тексте газетных статей. Учителю необходимо предложить каждо-му ученику копию актуальной аналитической газетной статьи, которая содержит статистические данные. Можно предложить статистические дан-ные, оформленные в виде газетной статьи.

Х од проведения

I этап. Предложите учащимся познакомиться с газетной статьей.

II этап. Предложите учащимся изменить дизайн статистической инфор-мации: оформить таблицу, график, диаграмму, гистограмму и т. д. (табл.1).

Пример перевода текстовой информации в графическую

III этап. Предложите учащимся передать статистическую информа-цию, оформленную в виде таблицы способом построения гистограммы (табл. 2).

Пример перевода информации, оформленной в таблицу, в гистограмму

IV этап. Предложите придумать нестандартный дизайн в оформлении данной информации. В результате могут получится графики в виде гор, а гистограммы в виде небоскребов и т.д.

Викторина «Народная мудрость»

Метод позволяет:

— влиять на закрепление знаний о традиционных ценностях белорус-ского народа:

— содействовать развитию образного и логического мышления;

— создавать условия для воспитания гражданственности и патриотизма.

Ход проведения

Учащиеся получают предварительное задание: из газет Республики Бе-ларусь выбрать статьи о мужестве, патриотизме, человечности, трудолю-бии. В них должны быть описаны реальные факты из жизни белорусского общества.

В начале занятия учитель знакомит учащихся с темой и целью инфор-мационного часа, задает вопросы, которые позволят учащимся раскрыть понятия «патриотизм», «человечность», «трудолюбие», «мужество».

Задание 1 . Приведите примеры из жизни, когда люди проявили муже-ство, патриотизм, трудолюбие, человечность. (Учащиеся приводят приме-ры. Комментируют выбранные статьи из газет.)

Задание 2. Из списка предлагаемых пословиц и поговорок выбери-те четыре близкие по значению. Какие качества нашего народа они ил-люстрируют?

Перечень пословиц и поговорок

1. Не место красит человека, а человек место.

2. Самолюб всякому не люб.

3. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

4. Где ум, там и толк.

5. Береженая вещь два века живет.

6. Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

7. Всему бывает причина.

8. Все минется, а одна правда останется.

9. Где любовь, там и согласие.

10. Грамоте учиться — всегда пригодится.

11. У врача лечись, у умного учись.

12. Грозит мышь кошке, да издалека.

13. Сам себе на уме.

14. Ум да здоровье дороже всего.

15. Без труда чести не получишь.

Задание 3. Закрепление «Прямая речь». Какие качества, кроме выде-ленных вами, свойственны нашему народу?

Информационный час-викторина «Беларусь моя синеокая»

Метод позволяет:

влиять на закрепление имеющихся знаний о природе, обществен-ных отношениях, национальных традициях белорусского народа; содействовать развитию образного и логического мышления; содействовать развитию навыков работы с иллюстрацией и пред-метной наглядностью; создавать условия для воспитания гражданственности и патриотизма.

I этап.

1. Синеокая страна всем ребятам дорога. Испытаний не боюсь! Рас-скажу про...

2. Даю слово я всем честно: семиклассникам известно— в самом цен-тре континента расположена она.

3. Если Беларусь страна, ей символика нужна. Говорят, что в ней сокрыта вся народная душа.

4. О народе, о стране гимн расскажет всей Земле. Что, ребята, говорит-ся в первой же его строке?

5. Испокон веков пошел меж державами закон: суверенная страна невоз-можна без герба. Важно все в нем форма, фон, кто на нем изображен

Что представляет собой форма герба Республики Беларусь?

Что находится в центре?

Что находится в лучах восходящего солнца?

Почему цвет контура зеленый?

Какой геральдический элемент венчает герб?

6. Трех цветов три полосы Очень часто видим мы.

Сшиты вместе, как одно.

Вы ответьте, это что?

Что символизируют цвета белорусского флага, орнамент?

Над какими зданиями в будни и в праздники развевается белорус-ский флаг?

7. И последний мой вопрос,

Задаю его всерьез:

Почему наша страна Синеокой названа?

II этап . Проводится с использованием иллюстративной наглядности. Учитель задает вопросы о природных особенностях страны, акцентирует внимание на том. какие меры по ее сохранению приводятся.

Используемые иллюстрации:

1) природные ландшафты;

2) представители флоры;

3) представители фауны.

Подборка иллюстративного материала должна включать ландшафты, представителей флоры и фауны, которые не свойственны природе Беларуси.

III этап . Учитель демонстрирует предметы, которые позволяют устано-вить ассоциативную связь с особенностями общественной жизни страны.

Предметная наглядность используется для анализа особенностей национальной культуры, менталитета и ценностных предпочтений бело-русского народа.

1. Общественные отношения:

а) конституция Республики Беларусь;

б) вымпелы общественных организаций;

в) республиканские газеты;

г) сувениры с изображениями памятников и мемориальных комплек-сов Беларуси.

2. Традиционная культура:

а) изделия из льна;

б) изделия из соломки;

в) инкрустированные соломкой сувениры из дерева;

г) рушники, элементы национальной одежды,

IV этап. Закрепление материала проводится в форме «пожеланий» Рес-публике Беларусь. Каждое пожелание должно поддерживаться аплодис-ментами участников викторины.

V этап. Установление связи между пожеланиями детей и национальной идеей Республики Беларусь может использоваться в качестве выводов.

Учитель может закончить информационный час словами: «Я не со-мневаюсь, что все ваши пожелания исполнятся, потому что главный ло-зунг нашей государственной политики "За сильную и процветающую Беларусь” — совпадаете вашими пожеланиями. И мы нашему государ-ству в этом... (поможем)».

Мысина Дианна Анатольевна, заместитель директора ГУО "Боровская средняя школа Лепельского района"

Чтобы скачать материал или !

Как в нашу жизнь пришли газеты и журналы

Информационно-познавательный час

Все узнать про то, про это

Помогает нам газета.

В доме все ее читают,

Утром ранним ожидают.

Ждем, когда доставит в дом

Газету местный почтальон.

Н. Школьникова

Задачи

1. Ознакомить учащихся с информацией о современных взрослых и детских газетах.

2. Способствовать развитию интереса к чтению газет и журналов, удовлетворению потребности читать и узнавать больше.

3. Стимулировать интеллектуальную и творческую активность, развивать культуру чтения учащихся.

Подготовительная работа

1. Организовать выставку современных газет, которые поступают в школьную библиотеку.

2. Организовать в классе выставку газет и журналов, которые выписывают и читают учащиеся класса.

3. Предложить школьной редколлегии оформить специальный выпуск школьной газеты, где можно поместить информацию о газетах, которые каждый ученик может выписать домой.

4. Подготовить информацию для учащихся об истории появления газет в жизни человека.

5. Подготовка в группах сообщений и новостей в классную газету.

6. Знакомство учащихся класса с газетными публикациями о родных и близких людях одноклассников.

Оборудование

1. Выставка газет прошлого и современных.

2. Карандаши и фломастеры, бумага.

3. Газетные и журнальные статьи для чтения.

4. Текст для чтения об истории появления газет.

Оформление доски

Заметка - небольшое газетное сообщение.

Статья - большое газетное сообщение по какой-либо конкретной теме.

Ход информационного часа

1. Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые ребята! Наш информационный час мы посвятим таким важным предметам, которые можно встретить без преувеличения в каждом доме. Эти предметы пользуются вниманием президента и рабочего, учителя и врача, военного и инженера. И, поскольку у нас в кабинете несколько столов заняли эти предметы, я прошу вас назвать их. Вы правы, ребята. Это газеты и журналы.

2. Беседа с учащимися

Кто мне может показать на столе газету, журнал?

Чем отличается газета от журнала?

Для чего людям нужны газеты и журналы?

Какие газеты, журналы для вас выписывают ваши родители?

Какие газеты и журналы читают ваши родители? Можете ли вы вспомнить их названия?

Где можно купить газету или журнал?

Как вы думаете, существуют ли профессиональные газеты?

Можете ли вы определить на нашей выставке газеты и журналы специального и общего назначения?

Как вы думаете, какой предмет в стародавние времена носил

название «гадзетте»? (Ответы учащихся.)

3. Из истории газеты

(На партах учащихся лежат газеты. В это время они слушают рассказ учителя и смотрят презентацию «История газеты на Земле».) Первая газета не была похожа на современную. Она больше напоминала письмо, в котором содержались новости.

В V веке до н. э. в городе Риме жил человек, который занимался тем, что писал письма-сообщения и рассылал их людям, которые жили далеко от столицы.

При известном римском императоре Юлии Цезаре возник первый информационный бюллетень, который был посвящен объявлениям правительства и назывался «События дня». Впервые газета появилась в XVI веке. Ее основали немецкие банкиры Фаггерсы, которым нужна была информация о происходящих в мире событиях.

В это же время в Италии, в городе Венеции, знаменитом своими каналами, появилась первая городская газета. На больших площадях этого города вывешивались листки бумаги, из которых горожане узнавали о самых важных событиях, происходящих в нем.

Некоторые люди очень хотели взять листки домой, чтобы прочитать их в семейном кругу, вместе с родными и близкими. Однако власти города опасались, что люди возьмут листки почитать и не вернут их обратно. Тогда они решили взимать плату с тех, кто хотел взять газету домой. В качестве оплаты взималась мелкая монета под названием «гадзетте». Отсюда и пошло название газеты как печатного издания.

Первая регулярная газета вышла в Лондоне. Она называлась «Информатор». Это событие произошло в 1663 году.

А как же газета стала издаваться в России? Это произошло благодаря Петру I. Царь Петр очень много ездил по разным странам и городам Европы и пытался перенести в Россию все то самое лучшее, что он видел в других странах. Увидев в Европе издававшиеся газеты, он решил немедленно сделать газету достоянием России. С 1702 года по его распоряжению стала издаваться газета «Ведомости», в которой 11счатались распоряжения и указы правительства, а также различные любопытные случаи, которые происходили в стране.

Сейчас в России выходит более 10 000 газет. Они выходят в столице - Москве и областных центрах. Есть свои газеты и в маленьких городках, на предприятиях, в институтах и школах.

Из представленных на выставке газет определите газету, которая издается в стране, и газеты, которые издаются в школе, на предприятии?

Из представленных на выставке газет определите, отличаются ли газеты современные от тех газет, содержание которых описано в рассказе?

Какие статьи, заметки, рубрики вам интересны? (Обратить внимание учащихся на слова, которые выделены на доске.)

Скажите, ребята, а как попадает газета к нам в дом? (Ответы учащихся.)

Вы правы. Газету в наш почтовый ящик опускает почтальон. Но как он узнает, что именно эта газета должна быть в вашем почтовом ящике? Для этого существует квитанция, которую заполняют наши родители на почте, когда хотят выписать вам и себе газету или журнал. Можно газету не выписывать, а покупать в киоске. Многие люди именно так и поступают. Такие киоски называются. (Дети подсказывают.)

Сегодня, ребята, я с большим удовольствием хочу показать вам газеты, рассказывающие о людях, с которыми вы, возможно, встречаетесь в коридорах школы.

Эти люди, чей труд и отношение к делу были отмечены государственными наградами и о которых рассказали в газете, - родственники наших одноклассников.

(Классный руководитель показывает газеты со статьями и зачитывает фрагменты из текстов.)

Как видите, ребята, прошло очень много времени с тех пор, когда появилась первая газета, но и по сегодняшний день она нужна людям. Газета служит для того, чтобы сообщить важные известия, новости о том, что происходит в нашей стране и в мире; рассказать

о людях, которые помогают делать нашу жизнь лучше, добрее, красивее.

Может ли современный человек обойтись без получения информации?

~ Какую интересную информацию вы недавно узнали из газеты? (Учащиеся приводят примеры.)

Какие чувства, на ваш взгляд, испытывает человек, прочитавший хорошую новость в газете или узнавший из газеты о хороших людях?

Каким должен быть человек, который хочет написать в газету о добрых делах, поступках, новостях?

О чем бы вы хотели рассказать, написав в газету класса или школы?

Знаете ли вы, как называется наша школьная газета?

Где расположена редакция школьной газеты?

Где можно взять школьную газету?

Как можно написать в школьную газету?

Пробовали ли вы писать в газету?

А теперь, ребята, мне хотелось бы узнать о том, что бы вы хотели написать в школьную или классную газету. Неделю назад я предложила вам объединиться в группы, для того чтобы написать небольшие сообщения, рассказы, статьи для классной или школьной газеты. Давайте попробуем узнать, что у вас получилось.

Каждая группа получает возможность представить свое сообщение. Все остальные должны внимательно слушать, а потом мы вместе определим, чье сообщение было самым интересным и важным.

Журналы моего детства и детства моих родителей.

(Учащиеся представляют сбои сообщения.)

Спасибо, ребята, за то, что вы хорошо подумали над тем, какие новости из жизни нашего класса можно поместить в школьную и классную газету. Все они интересные, все они рассказывают о том, что мы стремимся быть дружным классом. Давайте попробуем определить, сообщение какой группы было самым интересным.

II. Подведение итогов.


Информационный час – форма просветительской работы среди учащихся, направленная на воспитание гражданской культуры молодежи, формирование ее кругозора, социальной зрелости в условиях политического плюрализма.

Информационные часы целесообразно проводить еженедельно по расписанию учебных занятий. По количеству рассматриваемых тем и глубине обсуждения проблемы информационные часы подразделяются на обзорные и тематические.

Обзорный информационный час – это краткое обозрение основных политических, культурных и спортивных событий, произошедших за определенный отрезок времени в стране и за рубежом. Информирование учащихся предлагается проводить по следующей схеме:

Государственная внешняя политика (стратегические направления международной деятельности, правительственные визиты и прием делегаций, подписание договоров, участие Республики Беларусь в решении международных конфликтов);

Государственная внутренняя политика (новейшие указы, распоряжения, пути решения проблем по различным отраслям, тенденции развития нашего общества, республиканские мероприятия и экономические достижения);

Последние события в мире;

Глобальные экологические проблемы и пути их решения;

Новости науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта Республики Беларусь, СНГ и других стран мира.

Этап подготовки предполагает, прежде всего, выбор ведущего и распределение подтем информационного часа между его участниками. Ответственные за освещение каждого направления и ведущий предварительно назначаются куратором или выбираются самими учащимися. В роли ведущего может выступать как сам куратор, так и один из учащихся, лучше - лидер группы, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме. Куратор (ведущий) по необходимости участвует в подборе актуального материала, разрабатывает вопросы, конкретизирующие тему, определяет персональные и коллективные задания для учащихся с учетом уровня культуры и индивидуальных особенностей развития учащихся, проводит индивидуальные консультации, уточняет цель и план проведения информационного часа.



Очень важно научить учащихся самостоятельно отбирать нужный материал для информационного часа. Для этого необходимо обратить их внимание на основные критерии отбора информации:

Актуальность;

Объективность;

Значимость;

Достоверность;

Оперативность;

Убедительность.

Учащиеся должны осмотрительно относиться к материалам сомнительного происхождения, односторонней ориентации, националистической и шовинистической направленности.

Огромное значение имеет умение учащихся пользоваться основными источниками информации. К ним относятся:

1. Периодическая печать.

2. Словари и справочники.

3. Телевизионные передачи.

4. Радиопередачи.

5. Интернет.

Для более глубокого обсуждения какой-либо злободневной проблемы целесообразно проведение тематических информационных часов.

Определение темы – один из наиболее важных моментов подготовки тематического информационного часа. Формальный подход к выбору темы, не учитывающий важнейшие требования – актуальность информативного материала. То есть связь его с ведущими проблемами молодежи, государства, мировой общественности, ведет к снижению личной заинтересованности и воспитательного воздействия информационного часа на учащихся. Очень важна в воспитательном отношении такая позиция куратора, при которой педагог не просто предлагает учащимся разработанную им тематику, а обсуждает ее вместе с ними. Итогом коллективного обсуждения становится рассмотренная и одобренная активом учащихся перспективная тематика информационного часа. В результате уже с первого момента подготовки информационного часа учащиеся поставлены в позицию активных его участников.

К тематическому информационному часу заранее разрабатываются вопросы, конкретизирующие тему, подбирается рекомендуемая литература, готовятся наглядные пособия, аудио- и видеосюжеты, по необходимости ведется работа в сети интернет.

Ход информационного часа координирует ведущий или куратор учебной группы. Он сообщает тему, цель информационного часа, обосновывает актуальность обсуждаемой проблемы, устанавливает очередность выступающих.

При проведении инфочаса важно не столько уделять внимание сведениям о том или ином событии, сколько пробуждать к нему интерес, заставлять задуматься, прочитать о проблеме в газете, журнале, книге, активно реагировать на происходящее. С этой целью после каждого сообщения учащегося ведущий предусматривает для группы возможность:

Задать вопросы выступающему;

Дополнить сообщения новыми фактами, примерами;

Обменяться мнениями;

Сформулировать выводы по обсуждаемому вопросу.

После завершения всех выступлений и дискуссий ведущий подводит общий итог информационного часа.

Представляет интерес периодическое проведение обзорного информационного часа со свободным выбором тем (1 раз в 4-6 недель). Тематические направления в таком случае не распределяются, но обязательной является подготовка каждого учащегося по наиболее заинтересовавшему его событию. Цель – выявление проблем, актуальных с точки зрения молодежи; пробуждение творческого поиска при подборе материала, достойного внимания сверстников. Не успевшим выступить предлагается разместить свои материалы с указанием фамилии подготовившего на специально оформленном информационном стенде.

Тематический информационный час может быть организован в форме беседы, в ходе которой учащиеся делают сообщения по отдельным вопросам темы, или в форме дискуссии.

Одна из разновидностей тематического информационного часа – «круглый стол» с присутствием компетентного в проблеме лица и активным вовлечением учащихся в дискуссию. Информация по теме может быть изложена как самим приглашенным гостем, так и лидером учебной группы, способным с легкостью пробудить интерес к событию и создать обстановку раскрепощенного обмена мнениями.

Целесообразно, чтобы круг участников тематического информационного часа не ограничивался рамками одной учебной группы. Встречи с интересными людьми, обсуждение злободневных событий в мире – повод объединить за «круглым столом» несколько групп учащихся, преподавателей-предметников, родителей, администрацию учебного заведения. Принятые за круглым столом решения могут направляться в соответствующие органы и инстанции в форме рекомендаций, отзывов, предложений, благодарностей, требований, концепций.

Деятельностный подход к изучению государственных и политических событий вырабатывает у учащихся чувство сопричастности к происходящему в мире, повышает гражданскую самооценку каждого, помогает молодым людям лучше понять механизмы социально-экономических процессов и побуждает к активным действиям по преобразованию негативных общественных явлений.

Для вырабатывания своей концепции и программы действий по отдельным социально-экономическим направлениям учащимися могут создаваться выборные инициативные комитеты – инфоцентры: экологический, национально-патриотический, правозащитный, по культурным связям и др. Деятельностью таких инфоцентров целесообразно охватывать следующие направления:

1. Приглашение на информационные часы в группах компетентных лиц.

2. Информационно-просветительская работа среди учащихся.

3. Организация общеучилищных мероприятий (правовые консультации; семинары и т.д.).

4. Создание информационных страничек в интернете с целью оповещения о своей деятельности, поиска единомышленников, обмена мнениями, идеями, опытом.

5. Соучастие в программных мероприятиях с курирующими и равнопартнерскими организациями своего профиля, обучение соответствующим видам деятельности на тренингах, семинарах и т.д.

Формы проведения информационных часов:

«Информация +» - одна из наиболее распространенных форм информирования учащихся, пришедшая на смену такой хорошо известной форме, как политинформация. Это ознакомление учащихся с событиями в стране и за рубежом по определенной схеме (внешняя и внутренняя политика Республики Беларусь; тенденции развития России и стран Содружества; события в странах дальнего зарубежья; новости науки, культуры, экологии, здравоохранения, спорта). «+» указывает на то, что помимо изложения материала по теме выступающий предусматривает демонстрацию наглядного материала, комментирует сообщение, обменивается мнениями с группой.

«Информ-дайджест» - еженедельная «пятиминутка» со свободным выбором тем. Каждый учащийся, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.

«Спрашивали - отвечаем» - форма обзорного информационного часа по заранее отобранным, наиболее актуальным для ребят проблемам. Предварительно собираются сведения у учащихся о том, какие события современной жизни их заинтересовали более всего. Полученные вопросы распределяются между учащимися в классе, затем подбирается материал и готовятся выступления.

«Встречи с молодежными журналами» - ежемесячный обзорный информационный час по материалам молодежных журналов. Форма проведения – поочередное выступление учащихся с обзором и обсуждением наиболее понравившихся материалов общественно-политического характера, помещенных в журналах «Ровесник», «Смена» и т.д.

«За круглым столом» - форма изучения актуальной социальной проблемы и свободного обмена мнениями по ней. Беседа может быть начата тематическим выступлением ведущего или гостя информационного часа, а также просмотром видеофрагмента по проблеме. После этого учащиеся дополняют сообщения с мест, задают вопросу, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями. В заключение формулируются выводы по теме (например: «Права молодежи в Беларуси», «Профилактика правонарушений среди молодежи» и др.).

«Политическая дискуссия» - тематический информационный час с целью исследования проблемных и спорных политических вопросов. Участники заранее делятся на группы, имеющие разные или противоположные мнения. Для дискуссии характерны тщательная теоретическая подготовка участников и обстоятельный анализ аргументации противоположной концепции. В результате коллективного творческого мышления учащиеся формируют умение анализировать политическую жизнь, видеть противоречия действительности и находить пути их решения.

«Как это было» - форма тематического информационного часа, анализируя одно из значимых событий по примеру одноименной телепередачи. Большая роль отводится ведущему (куратор или наиболее подготовленный учащийся). Ведущий дает основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог. Выступления должны быть краткими (3-5 минут) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания слушателей. Рекомендуется использовать видеоматериалы, фотоиллюстрации и т.д.

«Годы и люди» - тематический информационный час, посвященный биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, политики, экономики у нас в стране и за рубежом.

«Пресс-конференция» - форма информационного часа с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции – «журналисты» и «фотокорреспонденты» - интервьюируют докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т.д.

Правила подготовки информационного часа - страница №1/1

Правила подготовки

информационного часа

Правило первое. На информационном часе необходимо

использовать актуальную информацию,

имеющую социальное значение.
Правило второе. Информационный час должен учить навыкам

работы с источником знаний.

Правило третье. Информационный час должен

способствовать формированию ценностной

ориентации личности.
Правило четвертое . Информационный час должен способствовать

развитию логического мышления.

основе логики. Должна происходить смена

деятельности учеников.
Правило пятое. Информационный час может и должен

развивать интеллектуальные умения учащихся

(умения анализировать, сравнивать, обобщать,

делать свои самостоятельные выводы).

Формы проведения

обзорных информационных часов

«Информ-дайджест» - еженедельная «пятиминутка» со свободным выбором тем. Каждый из студентов, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.
«Спрашивали - отвечаем» - форма обзорного информационного часа по заранее отобранным, наиболее актуальным проблемам. Предварительно собираются сведения у студентов о том, какие события современной жизни их заинтересовали более всего. Полученные вопросы распределяются между студентами в группе, затем подбирается материал и готовятся выступления.
«Информация +» - это ознакомление студентов с событиями в стране и за рубежом по определенной схеме:
внутренняя и внешняя политика Республики Беларусь;
тенденции развития России и стран Содружества;
события в странах дальнего зарубежья;
новости науки, культуры, экологии, здравоохранения, спорта.
«+» указывает на то, что помимо изложения материала по теме выступающий предусматривает демонстрацию наглядного материала, комментирует сообщение, обменивается мнениями с группой.

Тематический информационный час - более глубокое обсуждение какой-либо злободневной проблемы, цель которого - выявление проблем, актуальных с точки зрения молодежи; пробуждение творческого поиска при подборе материала, достойного внимания сверстников (см. ниже «Формы проведения тематических информационных часов»).
Направления в таком случае не распределяются, но обязательной является подготовка каждого студента по наиболее заинтересовавшему его событию. Особое внимание стоит заострить на этапе подготовки. Определение темы - один из наиболее важных моментов подготовки тематического информационного часа. Важнейшее требование - актуальность информативного материала, т.е. связь его с ведущими проблемами молодежи, государства, мировой общественности. Тематику планируемого информационного часа желательно обсуждать вместе со студентами. Необходимо использовать наиболее действенные формы и методы подачи информации.
По необходимости, преподавателем разрабатываются вопросы, позволяющие конкретизировать тему, определяются персональные и коллективные задания для студентов, уточняется порядок проведения тематического информационного часа.
В роли ведущего может выступать как сам преподаватель, так и один из студентов (в зависимости от темы и формы проведения), лучше - лидер группы, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме. Успех во многом зависит и от вовлечения всех студентов в обсуждение вопросов, обмена мнениями по обсуждаемой тематике, присутствия компетентных гостей. Очень важно также научить студентов самостоятельно выделять главное в предлагаемом материале. Целесообразно, чтобы круг участников тематического информационного часа не ограничивался рамками учебной группы. Встречи с интересными людьми, обсуждение злободневных событий в мире - повод объединить за «круглым столом» несколько групп, преподавателей.
Все это является серьезной предпосылкой активного вовлечения молодежи в политическую, социально-экономическую и культурную жизнь государства.

Формы проведения
тематических информационных часов
«Беседа «за круглым столом» - форма изучения актуальной социальной проблемы с присутствием компетентного лица по проблеме и активным вовлечением студентов в дискуссию. Проблема для освещения на тематическом информационном часе может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими студентами.
Информация по теме может быть изложена или самим гостем (историком, юристом, экологом, депутатом), или лидером учебной группы, способным с легкостью пробудить интерес к событию и создать обстановку раскрепощенного обмена мнениями. В процессе беседы также возможен просмотр видеофрагмента по проблеме. После этого студенты дополняют сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями. В заключение формулируются выводы по теме.
«Политическая дискуссия» - тематический информационный час с целью исследования проблемных и спорных политических вопросов. Участники заранее делятся на группы, имеющие разные или противоположные мнения. Для дискуссии характерны тщательная теоретическая подготовка участников и обстоятельный анализ аргументации противоположной концепции. В результате коллективного творческого мышления учащиеся формируют умение анализировать политическую жизнь, видеть противоречия действительности и находить пути их решения.
«Как это было» - форма тематического информационного часа, анализирующая одно из значимых событий по примеру одноименной телепередачи. Большая роль отводится ведущему, который дает основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог. Выступления должны быть краткими (3-5 мин) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания слушателей. Рекомендуется использование видеоматериалов, фотоиллюстраций и т. п.
«Годы и люди» - тематический информационный час, посвященный биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, политики, экономики, спорта у нас в стране и за рубежом.
«Пресс-конференция» - форма информационного часа с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции - «журналисты» и «фотокорреспонденты» - берут интервью у докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т. д. Пресс-конференции способствуют расширению кругозора по изучаемому материалу, более осознанному подходу к нему, формируют собственное отношение к проблеме, умение защищать свою точку зрения.

«Тематический блиц-опрос» - представляет собой собственные видеосюжеты студентов по определенной тематике для последующего обсуждения: «корреспондент» в присутствии «оператора» с видеокамерой проводит в мно­голюдном месте своего учебного заведения (в холле, столовой и т.п.). Вопросы готовятся заранее, а респондентами могут являться как студенты, так и сотрудники учебного заведения, случайные посетители. Результат состоит в том, что приходится невольно вникнуть в проблему, согласиться или поспорить с высказанным мнением. Подобное начало информационного часа, привлекая внимание студентов к обсуждаемой теме, является благодатной почвой для последующего всестороннего исследования поставленной проблемы, побуждает к поиску и аргументированию собственного мнения.

«Пресс-турнир» - форма информационного часа, позволяющая активизировать интерес к периодическим изданиям, расширять кругозор по различным проблемам общества, выделять главное из различного рода информации. Для проведения пресс-турнира студенты делятся на группы, представляющие различные пресс-центры. Они могут быть посвящены определенным темам (рубрикам), а могут представлять конкретные издания. Во время подготовки каждая команда изучает свои издания, обдумывает вопросы для других команд (можно выпускать бюллетени по своей тематике – подборку наиболее интересных материалов, чтобы представители других команд имели возможность ответить на их вопросы), а также готовится к выступлению.
«Информационный журнал» - форма устного журнала, цель которого состоит в обобщении информации за определенный период времени о важнейших событиях политической, социально-экономической и другой жизни нашей страны и за ее пределами. В информационном журнале могут быть следующие странички: «Политическая», «Экономическая», «Новости искусства», «Спортивная» и другие (выбор определяют сами студенты или в зависимости от представленной тематики в информационном сборнике).
«Семинар-информация» - форма информационного часа, предполагающая выступления по каким-либо интересующим всех вопросам, в ходе которого обязательно присутствуют обмен мнениями, обсуждение, споры. На такой семинар могут быть приглашены компетентные лица.
«Брейн-ринг» - форма для проведения тематического информационного часа по определенной тематике, наиболее актуальной в данный период времени. Например, «Права молодежи в Беларуси», «Конституция Республики Беларусь. Основы конституционного строя» и другие. Игра представляет собой состязание в быстроте мышления, сообразительности. Само название «брейн-ринг» (англ. брейн - мозг, рассудок) говорит о том, что игроки на площадке (ринге) собираются для состязания в знаниях, в умении быстрее соперника найти правильный ответ. Вопросы для игры должны быть краткими, понятными, не требующими длительного обсуждения.
«Турнир-викторина» - состязание двух или нескольких команд, каждая из которых коллективно готовит вопросы для других команд по определенной тематике. Она сочетает в себе особенности турнира (команды по очереди атакуют и обороняются) и викторины (ищут и задают вопросы, занимательные задания).