О предоставлении ук, тсж данных о работниках операторам связи. Провайдер ждет сведений о работниках Предоставленные сведения недостоверны

После принятия Постановлений Правительства РФ от 31.07.2014 N 758 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей" (далее - Постановление N 758) и от 12.08.2014 N 801 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 801) изменились:

Правила оказания универсальных услуг связи (далее - Правила N 241);

Правила оказания услуг связи по передаче данных (далее - Правила N 32);

Правила оказания телематических услуг связи (далее - Правила N 575) -

(указанные Правила утв. Постановлениями Правительства РФ от 21.04.2005 N 241, от 23.01.2006 N 32, от 10.09.2007 N 575 соответственно).

Так, теперь оказание универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа осуществляется оператором универсального обслуживания после проведения идентификации пользователей (абз. 1 п. 3(1) Правил оказания услуг связи).

Напомним, что оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии (п. 12 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", далее - Закон о связи).

Оператор универсального обслуживания - оператор связи, который оказывает услуги связи в сети связи общего пользования и на которого возложена обязанность по оказанию универсальных услуг связи (п. 13 ст. 2 Закона о связи).

К универсальным услугам связи относятся оказываемые с использованием средств коллективного доступа или точек доступа (п. 1 ст. 57 Закона о связи):

Услуги телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств;

Услуги по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету с использованием средств коллективного доступа;

Услуги по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету с использованием точек доступа.

Средство коллективного доступа - оконечное оборудование, предназначенное для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами связи с использованием пользовательского оборудования абонента или без него (п. 28.3 ст. 2 Закона о связи).

Точка доступа - средство коллективного доступа, предназначенное для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользования услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету с использованием пользовательского оборудования абонента (п. 28.4 ст. 2 Закона о связи).

Постановление N 758 устанавливает, что идентификация пользователя осуществляется оператором универсального обслуживания путем установления фамилии, имени, отчества пользователя, подтверждаемых документом, удостоверяющим личность (абз. 2 п. 3(1) Правил N 241).

Примечание. Большинство операторов связи уже включили в типовые договоры условия о представлении списка сотрудников, использующих рабочий Интернет.

Однако работодателю следует помнить о том, что передача оператору связи персональных данных сотрудников без их согласия - это нарушение требований ст. 88 ТК РФ и Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных". Именно поэтому надо проверить, получено ли согласие работников на обработку их персональных данных.

Постановлением N 801 установлены дополнительные способы идентификации клиентов, в том числе путем определения номеров сотовых телефонов (абз. 2 п. 3(1) Правил N 241), т.е. у оператора связи есть выбор способа определения пользователя. Если заключается срочный договор об оказании разовых услуг по передаче данных либо разовых телематических услуг связи в пунктах коллективного доступа, то оператор связи также осуществляет идентификацию пользователей и используемого ими оборудования (абз. 1 п. 24(1) Правил N 32, абз. 1 п. 17(1) Правил N 575).

Примечание. В случае если договор на оказание услуг связи заключен до принятия рассматриваемых изменений, никаких действий можно не предпринимать, в том числе не требуется перезаключать уже имеющиеся договоры.

В Постановлениях не прописано никаких переходных положений, а также того, что их действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (что, впрочем, не помешало ряду операторов связи уже разослать уведомления и дополнительные соглашения к договорам).

Оператор связи перед предоставлением интернет-доступа вправе предложить пользователю ввести номер своего мобильного телефона, на который будет направлен соответствующий код, либо пользователь может указать фамилию, имя и отчество, которые подтверждаются учетной записью на Едином портале государственных услуг, документом, удостоверяющим личность, или иным способом, не противоречащим законодательству.

Сведения о пользователях (Ф.И.О., реквизиты документа, удостоверяющего личность), которым были оказаны услуги связи с использованием пунктов коллективного доступа, а также об объеме и времени услуг хранятся оператором не менее 6 месяцев (п. 9 Правил N 241). В случае если точка доступа Wi-Fi установлена оператором связи, он должен отправить пользователю СМС с запросом на получение идентификационных данных или предложить специальную форму для указания данных перед открытием доступа в Интернет.

В случае если точка доступа Wi-Fi установлена частным лицом, никаких обязанностей в связи с изменениями у него не появится.

Следует отметить, что у работодателей появилась новая обязанность - представление оператору связи списка лиц, использующих пользовательское (оконечное) оборудование (п. 26(1) Правил N 32 и п. 22(1) Правил N 575).

Пользовательское оборудование (оконечное оборудование) - это технические средства для передачи и (или) приема сигналов электросвязи по линиям связи, подключенные к абонентским линиям и находящиеся в пользовании абонентов или предназначенные для таких целей (п. 10 ст. 2 Закона о связи), т.е. модемы, роутеры, мобильные телефоны и т.д.

Указанный список должен содержать следующие сведения:

Фамилию, имя, отчество (при наличии);

Место жительства;

Реквизиты основного документа, удостоверяющего личность (паспорта).

Список заверяется работодателем. Срок представления списка указывается в договоре между оператором и работодателем, но не реже раза в квартал.

Пример оформления списка лиц приведен в образце.

Образец

Список лиц, использующих пользовательское (оконечное) оборудование ООО "Фирма"

Фамилия, имя, отчество

Место проживания

Реквизиты документа, удостоверяющего личность

Иванов Александр Петрович

127221, г. Москва, просп. Мира, д. 33, кв. 10

Паспорт 4555 123456, выд. ОВД "Северное Медведково" 11.11.2003

Разуваева Анна Ильинична

140800, Московская обл., г. Дмитров, ул. Чекистская, д. 5, кв. 2

Паспорт 4608 599987, выд. отделом УФМС России по Московской области в Дмитровском районе 11.04.2009

Юрьева Надежда Павловна

Летом Правительство РФ внесло существенные изменения в ряд нормативных актов по вопросам использования интернета. Постановление Правительства от 31.07.2014 № 758 привело не только к очередному скандалу в интернет-среде, но и прибавило хлопот отечественным организациям. Так, в их адрес от провайдеров в стали приходить письма с неоднозначными требованиями, явно противоречащими закону.

В своих письмах провайдеры требуют от абонентов - организаций и предпринимателей предоставления списка работников, пользующихся интернетом на своем рабочем месте. Причем с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, а также данных паспорта. Данный список должен быть заверен уполномоченным представителем юридического лица либо индивидуальным предпринимателем, и обновляться не реже одного раза в квартал.

Читатели Клерк.Ру не согласны

С предложением обсудить на сайте подобные требования операторов связи в редакцию Клерк.Ру обратилась сотрудница компании, в чей адрес как раз и было направлено похожее письмо. В письме содержалась просьба провайдера подписать дополнительное соглашение к договору на предоставление услуг связи и раскрыть персональные данные всех сотрудников компании, пользующихся данными услугами. Подписать допсоглашение руководство предприятия отказалось, сославшись на то, что обязанность в предоставлении оператору связи юридическим лицом списка лиц, использующих его пользовательское оборудование, противоречит ФЗ от 27.07.2006 г №152-ФЗ «О персональных данных».

Отказ компании был мотивирован следующим. В силу данного закона (статья 5) обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных. Кроме того, обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных.

Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, а в поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке. В свою очередь лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

“Таким образом, Вы не одно из вышеперечисленных норм закона не выполнили и данные запрашиваемые Вами не могут быть предоставлены”, - заключает руководство компании в ответе на письмо провайдера.

Обязаны или нет

Представляется, что все подобные требования не соответствуют нормам законодательства и могут просто игнорироваться работодателями. Без каких бы то ни было последствий (никаких санкций за это не предусмотрено).

Действительно, по новым правилам в договоре с абонентом - юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем, предусматривается обязанность предоставления оператору связи списка лиц, использующих его пользовательское (оконечное) оборудование, и устанавливается срок предоставления указанного списка, а также устанавливается, что указанный список должен содержать сведения о лицах, использующих его пользовательское (оконечное) оборудование. В частности, об этом гласит Постановление Правительства РФ от 23.01.2006г №32 «Об утверждении правил оказания услуг связи по передаче данных» (пункта 26.1) и Постановление Правительства РФ от 10.09.2007г №575 «Об утверждении правил оказания телематических услуг связи» (пункт 22.2).

Между тем, если допустить, что данные нормы касаются именно работодателей, придется признать, что внесенные изменения противоречат действующему федеральному законодательству, которое подобной обязанности не содержит. Более того, Трудовой кодекс РФ прямо запрещает разглашать персональные сведения сотрудников организаций.

В статье 88 кодекса указывается, что работодатель не должен не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами ( , как известно, не являются федеральными законами).

Также работодатель должен осуществлять передачу персональных данных работника в пределах одной организации, у одного индивидуального предпринимателя в соответствии с локальным нормативным актом, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись, и разрешать доступ к персональным данным работников только специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций. Поэтому, на наш взгляд, нововведения , а не всех работодателей поголовно.

Как на самом деле

Во-первых, здесь необходимо понимать, для чего именно были внесены поправки в правила предоставления услуг связи. Во-вторых, следует различать случаи, на которые данные изменения распространяют свою силу, и те, на которые нет. Начнем сначала. Изменения были внесены с целью борьбы с преступлениями, совершаемыми с использованием интернета (те же самые заведомо ложные сообщения о терроризме), и повышения эффективности расследования данных преступлений. В указанных целях законодатель и определил перечень субъектов, обязанных о конечных пользователях.

Наверное, многие помнят шумиху, поднятую прессой и общественностью по поводу недавних странных публикаций с общим заголовком “Выход в интернет через Wi-Fi теперь будет строго по паспортам”. Так вот это именно тот самый случай. Собственно, именно с целью устновления контроля над пользователями интернета по Wi-Fi и были приняты нововведения. Как известно, проверить в случае необходимости работодателей не представляет особого труда. Даже если в компании работает несколько сотен сотрудников. Другое дело - проверить аэропорт, парк, кинотеатр и прочие места массового скопления пользователей интернета. Не имея данных о пользователях, раскрыть преступление в данном случае не представляется возможным.

Итак, кто же станет отчитываться перед провайдерами за пользователей интернета. В принципе уже сам закон “О связи” приводит перечень таких коллективных пунктов доступа. Так, по закону в каждом поселении должно быть установлено не менее чем одно средство коллективного доступа для оказания услуг телефонной связи с обеспечением бесплатного доступа к экстренным оперативным службам.

В поселениях с населением не менее чем пятьсот человек должно быть установлено не менее чем одно средство коллективного доступа для оказания услуг по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" без использования пользовательского оборудования абонента. В населенных пунктах с населением от двухсот пятидесяти до пятисот человек, в которых установлено средство коллективного доступа для оказания услуг телефонной связи, должна быть установлена не менее чем одна точка доступа.

Львиная доля пунктов коллективного доступа приходится на отделения Почты России - в настоящее время их насчитывается порядка 21 тысячи по всей стране. Это что касается универсальных услуг связи. Между тем, изменения в подзаконные акты не исчерпываются универсальными услугами и охватывают еще и телематические услуги связи. Поэтому в список обязанных попадут (должны попасть) организации, где налажена раздача интернета по Wi-Fi.

Однако, новые правила отнюдь не означают, что в ближайшем будущем с посетителей кафе и ресторанов станут требовать предъявления паспортов и другой конфиденциальной информации. Скорее всего, для доступа в интернет потребуется лишь номер мобильного телефона - как известно, с недавнего времени сим-карты продаются исключительно по паспортам.

Поэтому проблем в данной части возникнуть по идее не может. Проблемы могут возникнуть именно с предоставлением бесплатного интернета в местах общего пользования. Сама по себе связь по Wi-Fi стоит копейки. Но вот другое Постановление Правительства Российской Федерации - от 31 июля 2014 г. N 759 г. обязывает организации хранить данные о пользователях и их интернет-соединениях. Приобретение же оборудования, позволяющего может вылиться в копеечку, что заставит кафе и бары пересмотреть свои взгляды на бесплатный интернет для посетителей.

С вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 31 июля 2014 г. № 758 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» у работодателей появилась новая обязанность: предоставлять операторам связи список работников, которые имеют доступ к Интернету. Важно отметить, что в такой список включаются только те работники, которые для работы в Интернете используют пользовательское (оконечное) оборудование, принадлежащее их работодателю. Поэтому, к дистанционным сотрудникам, к примеру, данная норма отношения не имеет, поскольку они заключают договоры с операторами связи самостоятельно или пользуются оборудованием иных организаций, т. е. сами являются абонентами - физическими лицами, либо используют оборудование других абонентов.

Вместе с тем, единственное требование к списку работников, имеющих доступ к Интернету, закреплено в п. 22 (1) «Правилах оказания телематических услуг связи», утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575 (далее - Правила), внесенном в Правила Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2014 г. № 758. Согласно указанной норме список должен быть заверен уполномоченным представителем юридического лица (либо индивидуальным предпринимателем) и обновляться не реже раза в квартал. В остальном законодательство не содержит императивных предписаний относительно порядка направления списка. Представляется, что этот вопрос может быть решен в договоре работодателя с оператором связи. При этом свободная письменная форма вполне подходит для оформления такого списка. Направить список оператору можно любым способом, например, по почте. Главное, чтобы на случай споров у руководства организации имелись подтверждения исполнения своей обязанности.

В то же время, важно понимать, что для того, чтобы выполнить требование Правил, работодателям будет необходимо получать согласие работников на передачу их персональных сведений третьему лицу (п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ).

Так, по общему правилу работодатель обязан не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника (ч. 1 ст. 88 ТК РФ). Исключительные случаи передачи персональных данных работников без их согласия устанавливаются Трудовым кодексом и федеральными законами. Кроме того, передача персональных данных без согласия допускается, когда необходимо предупредить угрозу жизни и здоровью работника, работодатель обязан сообщать персональные данные третьей стороне без письменного согласия работника (ч. 1 ст. 88 ТК РФ).

Несмотря на то, что Правила утверждены Правительством РФ во исполнение Федерального закона, требование о предоставлении персональных данных работников оператору связи, закрепленное в п.22(1) Правил, установлено все-таки не федеральным законом, а подзаконным актом – Постановлением Правительства РФ. Таким образом, у работодателя будет возникать обязанность получить согласие работников на предоставление их персональных данных третьим лицам.

При этом норма ч. 1 ст. 88 ТК РФ предоставляет работнику право на защиту своих персональных данных от их обработки третьими лицами, поэтому представляется, что отказ работника дать согласие на предоставление его персональных данных не может являться основанием для применения к нему каких-либо мер дисциплинарной ответственности, поскольку такой отказ является правомерным действием, направленным на реализацию своего права, а не дисциплинарным проступком.

В то же время, если работодатель предоставит данные о работниках, не заручившись их согласием, ему грозит ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11 КоАП РФ).

Если же работодатель не исполняет свою обязанность по передаче соответствующих списков оператору связи, то последний может, руководствуясь п. 3 ст. 44 ФЗ «О связи», приостановить оказание услуг связи, а при неустранении нарушения расторгнуть договор. Но следует также отметить, что в главе 13 КоАП, устанавливающей ответственность за административные правонарушения в области информации и связи, отсутствует состав правонарушения, по которому можно было бы квалифицировать невключение в договор о предоставлении услуг связи условия, предусмотренного п.22(1) Правил. Поскольку требование о предоставлении информации в соответствии с Правилами должно быть включено в содержание договора, исполнение этого требования невозможно до тех пор, пока в договоре не появится соответствующее условие. Представляется, что в настоящее время при отсутствии ответственности за уклонение от включения в договор условия об обязанности и порядке предоставления оператору связи юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем списка лиц, использующих его пользовательское (оконечное) оборудование, работодатель и оператор связи могут по обоюдному согласию игнорировать новые требования.

При подготовке материала использовались средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от от 17.01.2014 № 11-рп и на основании конкурса, проведенного ООД "Гражданское достоинство".

Согласно постановлению Правительства РФ от 31.07.2014 N 758 организация должна передавать интернет-провайдеру данные о конечных пользователях Интернетом. Нужно ли получать у сотрудника согласие на передачу этих данных? Какова ответственность за непредоставление этих данных?

Нужно ли в целях передачи провайдеру сведений о том, кто из сотрудников организации пользуется Интернетом, предварительно получать их согласие на обработку персональных данных, рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Татьяна Трошина и Максим Кудряшов.

Постановлением Правительства РФ от 31.07.2014 N 758 внесены изменения в Правила оказания услуг связи по передаче данных, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2006 N 32 (далее - Правила N 32) и в Правила оказания телематических услуг связи, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575 (далее - Правила N 32). Указанные Правила N 32 и Правила N 575 приняты в соответствии с п. 2 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи).

Так, в соответствии с п. 26.1 Правил N 32 и п. 22.1 Правил N 575 предусматривается обязанность предоставления оператору связи юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем списка лиц, использующих его пользовательское (оконечное) оборудование. Указанный список должен содержать сведения о лицах, использующих его пользовательское (оконечное) оборудование (фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность), и обновляться не реже одного раза в квартал.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). По сути, это любые сведения, с помощью которых можно определить (идентифицировать) субъекта персональных данных, что в полной мере согласуется с положениями ст. 2 Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, заключенной государствами - членами Совета Европы 28.01.1981 (вступила в силу для РФ 01.09.2013).

Согласно ст. 86 ТК РФ обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества. Работодатель не вправе сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами (ст. 88 ТК РФ).

По общему правилу обработка персональных данных может осуществляться с согласия субъекта персональных данных (п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ). Однако как следует из ст. 6, ч.ч. 2, 3 ст. 9 Закона N 152-ФЗ, при наличии оснований, предусмотренных п.п. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ, согласие субъекта персональных данных на их обработку не требуется. Так, в частности, обработка работодателем персональных данных без согласия работника допускается, если она необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором РФ или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ).

Обязанность работодателя предоставить оператору связи список лиц, использующих пользовательское (оконечное) оборудование оператора, предусмотрена Законом о связи, Правилами N 32, Правилами N 575. Таким образом, обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора обязанностей. Следовательно, по нашему мнению, после внесения в договор об оказании услуг связи соответствующих изменений предоставление вышеуказанного списка оператору связи в силу п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ не требует получения согласия работников.

В соответствии с п. 3 ст. 44 Закона о связи в случае нарушения пользователем услугами связи требований, установленных Законом о связи, правилами оказания услуг связи или договором об оказании услуг связи, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг связи до устранения нарушения. В случае неустранения такого нарушения в течение шести месяцев со дня получения пользователем услугами связи от оператора связи уведомления в письменной форме о намерении приостановить оказание услуг связи оператор связи в одностороннем порядке вправе расторгнуть договор об оказании услуг связи. Таким образом, в случае если организация не предоставит оператору связи список лиц, использующих пользовательское (оконечное) оборудование оператора, то оператор имеет право приостановить оказание услуг связи, а по истечении шести месяцев вправе расторгнуть договор об оказании услуг связи.

В заключение отметим, что в настоящее время законодательством не установлена административная, уголовная или иная ответственность за непредоставление оператору связи списка лиц, использующих пользовательское (оконечное) оборудование оператора.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ .